Телемедицина делает в России первые шаги, но они совсем не робкие. С одной стороны - несовершенство законов, сложность и дороговизна процедуры регистрации гаджетов в качестве медприборов, слабая поддержка государства на уровне отдельных регионов являются тормозящими факторами.
С другой стороны - доступность оборудования, повсеместное распространение Интернета и технологические возможности позволяют всем заинтересованным заказчикам не просто приоткрыть для себя возможности телемедицинских сервисов, но использовать их на практике, получая реальные доходы.
В январе 2018 года в России вступил в силу Закон о телемедицине. Его ждали все: врачи, пациенты, разработчики телемедицинских решений и оборудования. Однако, актуальная версия закона разрешает врачам оказывать в режиме онлайн пока только базовые консультации. Если пациенту нужно выписать лекарство или поставить диагноз, ему все равно придется лично посетить кабинет врача.
Закон нуждается в доработке, и, пока он дорабатывается, бизнес-сообщество ищет пути и способы получить прибыль. Уже сегодня существует целый ряд областей, где телемедицина может найти успешное применение, служить источником дополнительного дохода для медучреждений и самое важное - повысить шансы пациентов на своевременное получение помощи. Что же мешает российской телемедицине совершить революцию в здравоохранении?
При внедрении телемедицинских систем в коммерческой клинике все расходы так или иначе ложатся на конечных пользователей, то есть пациентов. От клиники требуется выделить одного или нескольких врачей, которые будут оказывать консультации, и им потребуется соответствующее помещение и коммуникационное оборудование, а также электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Приобретать ЭЦП для каждого врача клиники не придется: она понадобится только тем сотрудникам, которые будут оказывать телемедицинские услуги. Возможно приобретение одной ЭЦП на всю клинику.
ЭЦП, как предполагает новый закон, придется получить и пациенту, который решит опробовать онлайн-медицину, ведь он должен будет подтвердить свою личность.
Один из наиболее удобных способов - авторизация через портал Госуслуг. Но такой способ не застрахован от “взлома”, если, допустим, кто-то завладеет аккаунтом пользователя, а речь идет не только о персональных данных, но и о сведениях, содержащих медицинскую тайну.
Несмотря на почти повсеместное распространение Интернета на территории России, в удаленные и малонаселенные районы телемедицинские технологии пока не пришли. Коммерческим заказчикам невыгодно развивать их без дотаций государства. На помощь должны прийти специализированные госпрограммы развития Севера и Дальнего Востока.
Если житель любого более-менее развитого города стоит перед выбором: пойти в поликлинику или воспользоваться телемедицинским сервисом, то в удаленных районах Крайнего Севера и Сибири ближайшее медучреждение может быть расположено в сотнях километров. Онлайн-медицина является (являлась бы при должном развитии) для большинства населения единственным шансом получить врачебную консультацию.
Существенную помощь в распространении телемедицинских услуг могло бы оказать включение их в список обязательного медицинского страхования с последующей оплатой через ФОМС. Но в России список услуг по ОМС формируется на уровне регионов, а регионы пока осторожны.
Реальный сектор телемедицины, успешно работающий уже сейчас - медицинские гаджеты, позволяющие регулярно наблюдать за состоянием здоровья пациентов. Информация с них передается на удаленный сервер, к которому могут подключаться врачи для анализа этих данных и последующего принятия решений. Таким же образом можно осуществлять мониторинг здоровья работников, трудящихся на вредном производстве, спортсменов и других категорий граждан.
Далеко не все медицинские гаджеты зарегистрированы в России в качестве медицинских приборов. Это сложная и дорогостоящая процедура, на которую готовы пойти не все производители и поставщики.
Поэтому большинство таких приборов официально являются бытовыми, то есть относятся к классу обычной потребительской электроники. Отличие состоит в том, что с их помощью можно следить за показателями здоровья, но нельзя официально ставить диагноз. Вместе с тем, как мы уже сказали, закон не запрещает врачу руководствоваться показаниями таких приборов для наблюдения за состоянием здоровья пациентов.
Возможные сценарии разрешенного применения телемедицинских сервисов, которые могут принести доход:
Онлайн-консультации. Даже обычная возможность задать вопрос врачу, получить консультацию по тем или иным симптомам, не посещая при этом поликлинику лично, интересна многим. Но придется продумать пути идентификации.
Дневники самоконтроля. Пациенты с хроническими заболеваниями часто ведут такие дневники, регулярно записывают показания тонометра, глюкометра и других приборов. Благодаря телемедицине, такой дневник можно вести в электронном виде, без визитов к врачу, поскольку он следит за состоянием своего больного удаленно, а на прием вызывает его в случае необходимости изменить лекарство, дозировку и т.д. Все записи онлайн-дневника хранятся “в облаке” и доступны врачу в любой момент.
Охрана здоровья на производстве. Телемедицинские технологии имеет смысл применять для консультирования работников промышленных предприятий, шахт, буровых платформ, моряков с находящихся в плавании морских судов и т.д. Таким образом сокращается доля несчастных случаев на производстве и техногенных катастроф.
Что такое облака на самом деле, чем они отличаются от виртуализации, кто действительно продаёт высокие технологии, а кто просто прикрывается модным термином ― баталии на этот счёт начали греметь уже много лет назад и до сих пор не стихают.
Человеку со стороны может показаться, что «облака» ― это такой buzzword, который используют просто потому, что это (было) модно. Как искусственный интеллект в наше время или блокчейн немного раньше.
Когда-то под видом облаков нам всем продавали в целом обычную аренду оборудования. Чуть позже начали предлагать виртуализацию, но без особой автоматизации и возможностей использования ресурсов по-умному.