Термин "Интернет Вещей" (IoT, Internet of Things) используется повсюду, но насколько вообще люди понимают, что это значит? Зачастую "Интернет Вещей" используют там, где более точным было бы использовать другой термин, а при попытке дать ему определение, определения получаются не очень-то совместимы друг с другом.
Давайте попробуем разобраться, что же это всё-таки такое на самом деле.
Сама фраза "Интернет вещей" возникла как обычный заголовок в презентации про RFID (радиочастотная идентификация) в цепочках поставок ещё в далёком 1999 году. Разумеется, речь не о том, что только это и нужно называть Интернетом вещей, но всё-таки обратите внимание на то, какие изменения претерпело значение термина за последние 20 лет.
В большинстве публикаций на тему Интернета Вещей этот термин можно просто-напросто заменить на SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition, диспетчерское управление и сбор данных). Или DCS (Distributed Control System, распределённая система управления). Смысл текста не изменится совершенно.
Вместо "Интернета" будет подразумеваться сеть элемента цепи, а "Вещью" станет сенсор. При этом никто не обращает особого внимания на то, где и что измеряет этот условный сенсор, будь то датчик температуры в спальне или датчик температуры в паровом котле электростанции. Хотя, надо признать, в случае с электростанцией иногда добавляют слова вроде "индустриальный" или "технический процесс". Но с технической точки зрения это ни на что не влияет, так что давайте договоримся это разделение игнорировать.
Некоторые люди упирают на то, что Интернет Вещей подразумевает высокий уровень надёжности, но это тоже не универсальное правило. Вернее, не относящееся только к Интернету Вещей.
Рассмотрим двигатель современного самолёта и системы его мониторинга. Допустим, в двигателе есть сенсор, отслеживающий его состояние. Во время полёта данные с двигателя, скорее всего, не будут отправляться по Интернету куда-то далеко: они пойдут во внутреннюю систему мониторинга самолёта. При этом надёжность тут крайне важна, ведь полёт - то самое время, когда какие-то проблемы с двигателем могут привести к катастрофе.
А вот после посадки, в аэропорту, тот же самый двигатель может наблюдаться через тот же самый сенсор, загружая архивные (заархивированные во время полёта) и актуальные данные в централизованную систему аналитики. Тут надёжность данных уже не так важна, как в полёте. Однако именно на земле в этом примере двигатель становится частью Интернета Вещей - но не в полёте, когда надёжность гораздо важнее.
Где можно действительно обнаружить различия между Интернетом Вещей и SCADA или DCS, так это в модели зависимости, или, другими словами, в паттернах получения данных.
работа приложения зависит от синхронного процесса получения данных, а данные воспринимаются как поток сущностей;
получение данных зависит от устройств (сенсоров, активаторов и т.п.), и они, а также передаваемые ими данные, определены заранее.
процесс получения данных асинхронный, данные - это поток событий;
источник данных зависит от канала передачи данных;
асинхронный процесс получения данных зависит от канала передачи данных.
Подробности разбирать можно долго. Но основное отличие - именно в этих подходах к данным.
Что такое облака на самом деле, чем они отличаются от виртуализации, кто действительно продаёт высокие технологии, а кто просто прикрывается модным термином ― баталии на этот счёт начали греметь уже много лет назад и до сих пор не стихают.
Человеку со стороны может показаться, что «облака» ― это такой buzzword, который используют просто потому, что это (было) модно. Как искусственный интеллект в наше время или блокчейн немного раньше.
Когда-то под видом облаков нам всем продавали в целом обычную аренду оборудования. Чуть позже начали предлагать виртуализацию, но без особой автоматизации и возможностей использования ресурсов по-умному.