Использование свободного программного обеспечения (СПО) или миграция на него часто встречает трудности, несмотря на все свои плюсы. Когда тысячи разработчиков на протяжении многих лет целенаправленно разрабатывают проприетарный продукт и ни с кем не делятся кодом, такой продукт нелегко обогнать.
Но в сфере систем электронного документооборота есть свой нюанс. Популярные ECM-системы, разрабатываемые на западе, страшно далеки от российского народа. А, если их всё равно нужно допиливать напильником (если такая возможность вообще есть!) до наших реалий, то не лучше ли начать с СПО-платформы? Иногда - действительно лучше.
Свобода ПО сама по себе бизнес обычно не интересует. Даже импортозамещение не обладает сакральным смыслом. Бизнесу надо зарабатывать. Бюджетным организациям надо, чтобы работа совершалась, желательно, без перебоев. А за счёт какого ПО это происходит - дело десятое. Но есть, проблема более серьёзная - зависимость от поставщика. Поставщик может изменить лицензионную политику - что особенно актуально в последние годы в связи с политической обстановкой. Поставщик может развивать продукт, совершенно не задумываясь о потребностях какого-то конкретного клиента. И даже не важно, российский это будет поставщик или нет - зависимость есть зависимость. Тут-то и может помочь СПО.
В таких масштабных вопросах нужны первопроходцы, глядя на которых смогут собраться с духом и остальные. В контексте перевода СЭД на СПО одним из таких первопроходцев стал ФМС России (нынче - главное управление по вопросам миграции МВД России). Организация получила в 2015 году СЭД на базе СПО Alfresco (СУБД - PostgreSQL). Решение «Логика СЭД» сменило на посту Documentum. Через год успешный опыт ФМС повторила администрация Южно-Сахалинска.
Та же «Логика СЭД» вышла и в версии на основе СПО Jboss. Это решение заменило Landocs, построенное на платорме Microsoft, в Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
По словам начальника Центра ИТ КТРВ Николая Васильева, это не только сократит расходы на тиражирование системы в рамках всей корпорации, но и обеспечит независимость от платформы и подрядчика за счет открытости кодов системы.
Та же система развёрнута в АО «ВПК НПО машиностроения» и ОАО «ГосМКБ „Вымпел“ им. И.И.Торопова» (где заменило решение на основе IBM Notes/Domino).
Главная сложность перехода на СЭД на основе СПО: сотрудники, давно привыкшие к интерфейсу предыдущей системы. Они не хотят ничего нового. Но эта проблема характерна не только для СПО, она влияет на любую масштабную миграцию в принципе, так что тут винить СПО не за что. А технических проблем почти не возникает.
Конечно, надо понимать, что СЭД не берётся из коробки, базовая платформа разворачивается, а на неё уже наворачиваются модули, она адаптируется под конкретного заказчика, под конкретные процессы. И вот тут как раз открытый код очень сильно помогает.
Будем откровенны: документация не всегда идеальна, что к проприетарному ПО, что к СПО. Но если при внедрении СЭД на проприетарной платформе полагаться придётся всё равно только на документацию и «гуру» этой платформы, то с СПО всегда можно просто посмотреть код. Да, это может занять долгое время, время квалифицированного специалиста, который стоит дорого, но по крайней мере это возможно, причём без привязки к каким-то конкретным древним мудрецам.
Тренды подтверждают эти выкладки. Небольшое исследование, проведённое в 2015 году, показало: тех, кто уже использует СПО для ECM-решений или планирует перейти на него в ближайшей или чуть более отдаленной перспективе, столько же, сколько тех, кто делать этого не планирует, — по 45%. Компаний-респондентов в исследовании чуть более 100, но зато все - отечественные, так что иностранная специфика тут не повлияет.
С тех пор курс на импортозамещение и появление в Реестре отечественного ПО СЭД на базе СПО расклад как минимум не ухудшили. А большинство апологетов свободного СЭД в первую очередь говорят всё-таки об экономии, а не о политических рисках, которые только на втором месте и с большим отрывом! В общем, деньги счёт любят.
Чтобы корова давала больше молока и меньше ела, надо её больше доить и меньше кормить.
Конечно, есть и те организации, что давно уже работают с решением на базе западных проприетарных платформ и отлично себя чувствуют. Или, может быть, чувствуют себя не то чтобы отлично, но хотя бы удовлетворительно, и менять ничего не намерены, в конце концов, в старую систему уже вложено столько инвестиций, что терять их по-человечески обидно.
О вкусах не спорят. Но однажды возникнет необходимость реализовать какие-то новые запросы, например, расширить область применения системы, получить новый функционал, которого нет в СЭД текущей. И если необходимость миграции окажется очевидной, выбор новой системы автоматически расширится и на системы на базе СПО. Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Что такое облака на самом деле, чем они отличаются от виртуализации, кто действительно продаёт высокие технологии, а кто просто прикрывается модным термином ― баталии на этот счёт начали греметь уже много лет назад и до сих пор не стихают.
Человеку со стороны может показаться, что «облака» ― это такой buzzword, который используют просто потому, что это (было) модно. Как искусственный интеллект в наше время или блокчейн немного раньше.
Когда-то под видом облаков нам всем продавали в целом обычную аренду оборудования. Чуть позже начали предлагать виртуализацию, но без особой автоматизации и возможностей использования ресурсов по-умному.